RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Муфтий Гайнутдин: вопрос подготовки улемов - один из важнейших при обсуждении будущего ислама в России

14.05.2015 20:35

Сегодня в городе Магас Республики Ингушетия началась Международная богословская конференция «Умеренность в религии – путь к миру, добрососедству и прогрессу». В конференции участвуют председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, первый зампред ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. 

 

На конференции присутствуют авторитетные богословы со всего мира. В частности, в мероприятии участвуют Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых шейх д-р Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, заместитель генерального секретаря ВСМУ, председатель комитета по переводам и писательскому делу шейх д-р Абд аль-Маджид ан-Наджжар, член Совета федерации Ахмет Паланкоев, председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви протоирей Всеволод Чаплин и другие известные богословы.

 

Участники конференции будут обсуждать вопросы общественной морали, борьбы с экстремизмом и социальными пороками, рассмотрят вопросы пропаганды здорового образа жизни и традиционной семьи, а также коснутся темы сотрудничества с представителями других религий и мировоззрений.

 

Кроме того, на конференции будут рассмотрены проекты социальной доктрины российских мусульман, а также принята декларация по вопросам общественной морали.

 

Предлагаем вашему вниманию выступление муфтия Гайнутдина:

 

Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич, уважаемый наш устаз шейх Мухиддин Али аль-Карадаги!

 

Уважаемые организаторы и участники международной богословской конференции «Умеренность в религии – путь к миру, добрососедству и прогрессу»!

 

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично я приветствую наше собрание братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху - Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение! Прошу Всевышнего, чтобы наше сегодняшнее собрание было принято Господом миров как маджлис, способствующий укреплению веры в сердцах, укреплению нашей уммы.

 

В начале своего выступления я хочу поблагодарить руководство Республики Ингушетия, лично Юнус-Бека Баматгиреевича Евкурова за то внимание, которое в республике уделяется развитию духовности, укреплению традиционных ценностей. Мы видим, что, хвала Всевышнему, Духовное управление мусульман Ингушетии во главе с Исой хаджи Хамхоевым при поддержке государства делает большую работу и за последние годы осуществило множество важных проектов и начинаний. Особенно радует то, какое высокое значение придается развитию учености, усовершенствованию образовательных процессов в исламских учебных заведениях.

 

Считаю, что вопрос подготовки и воспитания улемов, знатоков шариата, мусульманских мыслителей − один из важнейших при обсуждении будущего ислама в России и в целом, в мире. Велика мера ответственности ученых в преодолении тех кризисных явлений, которые мы наблюдаем в исламском мире сегодня. Поэтому та мысль, которая вынесена в заглавие нашей конференции − «Умеренность в религии – путь к миру, добрососедству и прогрессу» имеет самое прямое отношение к деятельности улемов, мусульманских богословов.

 

Я хотел бы акцентировать внимание аудитории на том, что принцип срединности и умеренности должен вернуться в практику улемов при вынесении фетв подобно тому, как этот принцип был присущ факихам эпохи становления и расцвета исламской цивилизации.

 

Принцип срединности и умеренности в издании фетв означает соединение между общим и частным, сбалансированность между целями фетвы и отдельными сферами жизни, увязку между текстами первоисточников, соображениями пользы в фетвах и мнениями ученых.

 

Подобная срединность и умеренность являются законом Вселенной и законом правовых положений, которые должны опираться на исламские первоисточники и соотноситься с реальностью человеческой жизни. В этом проявляется сбалансированность фикха. Его мудрость и истинность заключаются в равновесии и балансе между неизменными принципами Шариата и изменяющимися условиями человеческой жизни.

 

Срединность и умеренность в издании фетв основывается на четырех принципах:

 

1. Принцип изменения фетвы с изменениями условий во времени;

2. Принцип учета местных обычаев;

3. Принцип учета последствий фетвы;

4. Принцип поиска наиболее оптимального решения.

 

Совершенно очевидно, что конкретная болезнь требует индивидуальных рецептов лечения, при обязательном учете общих и неизменных законов анатомии, физиологии человека и медицины. Совершенно очевидно, что новые социальные условия и проблемы требуют новых видов правового регулирования при обязательном учете общих и неизменных законов Шариата.

 

Изменение фетвы с истечением времени чаще всего бывает обусловлено необходимостью решения какой-либо проблемы, устранения порока или наоборот извлечения пользы, которых не существовало в прежние времена. Именно поэтому халиф Умар (да будет доволен им Аллах), например, менял фетвы с истечением времени.

 

Менялись во времени, развивались, углублялись и мазхабы Абу Ханифы, Шафии, Малика и Ахмада (да пребудет с ними милость Аллаха). Так, в России ханафитский мазхаб – в Урало-Поволжье – и шафиитский – на Северо-Восточном Кавказе – стали частью нашей национальной культуры и мировоззрения.

 

Фикх ни в коем случае не мог и не должен был топтаться на месте, успевая давать ответы на все новые и новые жизненные вопросы и проблемы, а иногда и предвосхищая их. Остановка в этом постоянном развитии фикха означала бы полный застой в развитии исламской правовой мысли и безнадежное отставание от стремительно меняющегося общества и цивилизации. Что частично и произошло с мусульманским миром на рубеже  XVII-XVIII вв. Стоило ему перестать уделять должное внимание сохранению гибкости фикха, его динамичному развитию, стоило халифам и султанам запретить факихам изучать, анализировать и развивать иджтихад в определенных областях, как исламская цивилизация утратила инициативу и осталась позади Европы.

 

Исламское право при неизменности фундаментальных положений Шариата должно быть настолько гибким, чтобы охватить собой особенности и специфику тысяч других народов земли. Ислам не пришел для того, чтобы уничтожить национальные культуры, национальные обычаи и национальные традиции, чтобы все это заменить навязыванием всем народам одного и того же слепого, бесчеловечного и казарменного закона.

 

Шариат – это не молитвенный коврик, обнесенный колючей проволокой. К сожалению, такое мнение разделяется некоторыми горячими головами из числа малообразованных мусульман, но они серьезно ошибаются.

 

Тот мусульманин, а тем более ученый, который в своем исламском призыве, издании фетв применительно к конкретной национальной общности, отдельной ситуации в каждом новом регионе – будь то Татарстан, Ингушетия, Чечня или Сибирь − не учитывает местных особенностей, обычаев и традиций совершает грубейшую ошибку. Учитывать и прогнозировать последствия определенного поступка, правового решения, изданной фетвы является прямой обязанностью мусульманина, а тем более улема.

 

Аллах Всевышний предупредил мусульман относительно последствий их поспешных поступков, которые могут скорее нанести вред Исламу, нежели принести пользу. Ведь, что, казалось бы, было большим усердием на пути Аллаха в языческой Мекке, если не борьба с идолопоклонничеством и ложными богами? Тем не менее, Аллах предостерег мусульман от необдуманной спешки и горячности в этом деле: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают, помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» (Коран, 6:108).

 

Данный подход к обязательному учету последствий фетвы для определенного общества и определенной ситуации ни в коем случае нельзя воспринимать как послабление и попустительство в обязательных предписаниях Шариата. Поскольку попустительство основывается на нежелании исполнять предписания религии, склонности к греху, на подверженности собственным прихотям и страстям. А учет последствий фетвы основывается на заботе о судьбе исламской религии, на стремлении к нахождению наиболее оптимальных и эффективных путей ее укрепления в каждом новом обществе и ситуации.

 

На обязательном нахождении оптимального решения для каждой ситуации и для каждого народа настаивал Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф (да освятит Аллах его лик): «Говорите с людьми таким способом, который они понимают. Или вы хотите, чтобы опровергли Аллаха и Его Посланника?» Он призывал к разумному, осознанному и оправданному применению положений Ислама в различных ситуациях, поскольку определенное правовое решение может подходить для одного народа, но не оказаться адекватным для другого.

 

Я призываю наше мусульманское духовенство в России умом и сердцем принять мудрость принципа срединности, заложенного в самой сути Ислама и на практике воплощать его в своей религиозной и духовной деятельности. Со своей стороны, Духовное управление мусульман и Совет муфтиев России, которые я возглавляю, готовы сотрудничать в направлении внедрения указанных принципов в повседневную и интеллектуальную жизнь мусульманского сообщества России. В этой связи, выступая перед сегодняшней высокой аудиторией, я хочу анонсировать и запланированный на 27 мая в Москве круглый стол «Социальная доктрина российских мусульман». Как вы знаете, социальная доктрина российских мусульман как документ, фиксирующий позицию и убеждения российских мусульман по многим аспектам современной социальной повестки дня, был впервые разработан и принят в 2001 году. Однако время не стоит на месте, общество, отдельные его личности, да и внешняя среда, обстоятельства меняются и мы должны своевременно осмыслять и актуализировать свою позицию на благо уммы и всего общества.

 

В завершении своего выступления, хочу еще раз подчеркнуть: Умеренность – одна из основополагающих черт нашей религии. Это аксиома, которая не подлежит сомнению. Аллах Всевышний, оставил огромную часть вопросов, возникающих в человеческой жизни, без Своего прямого предписания или указания, но ниспослал человечеству Коран и путь Пророка в качестве источников для самостоятельного поиска ответов на возникающие вопросы. И в этом - огромная милость и мудрость Создателя, которой человек не должен пренебрегать.

 

Благодарю за внимание.

 

Магас, 14 мая 2015 г.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/36524/">ISLAMRF.RU: Муфтий Гайнутдин: вопрос подготовки улемов - один из важнейших при обсуждении будущего ислама в России</a>