RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Бывает ли хулиганство во имя ислама?

07.04.2016 12:05

Эта история о том, как невежество вкупе с неуместной лихостью могут посеять зерно розни и недоверия между народами и общинами. 

 

4 апреля, как пишут в СМИ, суд арестовал молодого борца из Дагестана Саида Османова, осквернившего буддистскую святыню в Элисте. Его подозревают в нарушении права на свободу вероисповеданий. Скандал, взбудораживший Калмыкию, перешел уже на федеральный уровень.

 

Несколько дней назад 22-летний член сборной Дагестана по вольной борьбе Саид Османов вместе с командой прибыл в Элисту для участия в соревнованиях. В ночь на 3 апреля он отправился знакомиться с городом и, в процессе, осквернил статую Будды: сначала справил на нее нужду, а затем ударил ногой в нос статуи божества йоко гери.

 

Этот поступок молодого спортсмена не остался без внимания. Вскоре после надругательства над буддистской святыней несколько десятков элистинцев пришли в гостиницу, где остановилась дагестанская команда. Свою беседу с борцом прибывшие жители города снимали на мобильные телефоны, а потом — выложили ее в интернет.

 

Возмущенные в резкой форме потребовали от Османова встать на колени и извиниться за неуважение к божеству, чтобы продемонстрировать искренность раскаяния. Теперь борцу также грозит реальный тюремный срок. 

 

С точки зрения ислама

 

Сразу после случившегося много стали писать и говорить о религиозных мотивах действий хулигана. Думаю, на суде он расскажет, чем руководствовался. Между тем, на территории мусульманских стран сохранилось множество памятников различных религий, в том числе буддизма и даже язычества. Буддисты, как хорошо известно, спокойно проживали во многих государствах исламского мира, например, в империи Великих моголов. За ними, как и за другими приверженцами немонотеистических религий, был закреплен имеющий кораническую основу статус и права "людей договора".

 

Основание к этому − аят Корана. Там прямо сказано: "И не ругайте (о, верующие) тех, которых они [многобожники] призывают [которым поклоняются] помимо Аллаха, а то они станут ругать Аллаха из вражды (и) без всякого знания [по невежеству]. Так [как Мы украсили этим многобожникам их плохие деяния] разукрасили Мы каждой общине ее дело [повинующимся представили красивым повиновение, а ослушникам – неповиновение]! Потом к их Господу (предстоит) их (всех) возвращение, и возвестит Он им то, что они делали (в земной жизни) (и воздаст им за все их деяния)" [Сура аль-Ан'ам 108]. 

 

Аллах запрещает поношение языческих божеств, не говоря уже об оскорблении действиями.

 

Каков эффект?

 

Способен ли один такой, пусть и вопиющий инцидент, подорвать многовековое добрососедство мусульман и буддистов в Предкавказье? Наверное нет, ведь это частный случай, который контрастирует на фоне совершенно противоположного общего. Но многое зависит от того, как само общество отреагирует, интерпретирует произошедшее, какие выводы вынесет.

 

Если будет выражено внятное и полное неприятие такого неподобающего поведения, даст Бог, обойдется без рецидивов. Был опыт печально известного "выступления" скандальной панк-группы в Храме Христа Спасителя, был опыт с публикацией карикатур во Франции. Все российское общество сказало "нет" таким деяниям, не оставив шанса конфликту перерасти в раскол.

 

Некоторые "ревнители ислама" в соцсетях принялись обелять "брата-мусульманина", как "борца с идолами" и говорить о том, что раскаяние дагестанской стороны избыточно. Напомнили о подброшенной в мечеть поселка Прикумский в 2001 году свиной голове и о поджоге единственной мечети в Элисте два года назад. Есть в этих идеях намек на то, что и ранее мусульманско-буддистские отношения в регионе были далеки от идеала.

 

Однако обратим внимание, почему власти Дагестана не ограничились лишь формальным заочным осуждением, но глава республики Рамазан Абдулатипов по горячим следам направил главу своего правительства Абусамада Гамидова лично приносить извинения? Именно потому, что по меркам Кавказа такое неадекватное поведение, да еще в гостях, - это абсолютный нонсенс. Народы гор и степи, каждые со своим укладом, традициями и менталитетом, всегда относились друг к другу подчеркнуто корректно и уважительно. Проступок Османова дагестанцы воспринимают как позорящую честь всей республики ошибку. Очевидно, что его поступок нанес вред не только отношениям между народами, но и имиджу мусульман. Хулиганство, преподносимое как совершенное "во имя Ислама", отталкивает людей от нашей религии и осложняет жизнь самих мусульман. Это прямой эффект несоблюдения заповедей Аллаха и попыток оправдать глупость религией. 

 

Что делать?

 

Случившийся в Калмыкии прецедент нельзя бросить на самотек или решать исключительно судебно-силовыми методами. Нужно до самых широких масс донести идею осуждения этого проступка. Особо важен голос духовных лидеров мусульман и буддистов. Думаю, самой уместной площадкой, на которой нужно открыто обсудить вопрос и преодолеть обиду является Межрелигиозный совет России.

 

ДУМ РФ готово всячески содействовать этой работе и сделать максимум от нас возможного во имя мира, взаимопонимания и процветания нашей страны и всех ее народов.

 

Дамир Мухетдинов,

Первый заместитель председателя ДУМ РФ,

Представитель Совета муфтиев России в Межрелигиозном совете России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/39207/">ISLAMRF.RU: Бывает ли хулиганство во имя ислама?</a>