RSS | PDA | Архив   Среда 28 Октябрь 2020 | 1433 х.
 

Тюменские мюриды два дня чествовали Пророка

15.03.2010 17:29

В мечетях города Ялуторовск и села Новоатьялово Ялуторовского района Тюменской области прошли мероприятия в честь Мавлид ан-Наби, дня рождения Пророка, мир ему.


Капитан-мюрид

Мавлид в Новоатьялово проходил в пятницу 12 марта. Небольшое помещение мечети было заполнено до отказу. У многих мужчин на голове тюбетейки с белой лентой. Эти люди называют себя мюридами дагестанского шейха Саида Чиркейского.

- И вы – мюрид? – спрашиваю имама мечети Мунира Биктимирова.

- Да, и я мюрид, - говорит имам. – Вся наша община следует тарикату. Есть мюриды и в Ялуторовске и в Тюмени.

- Почему решили пойти по тарикату дагестанского шейха, а не, допустим, какого-либо сибирского шейха?

- В Дагестане, как и в Сибири, был и есть общий накшбандийский тарикат. Только у нас цепочка знаний прервалась в 30-х годах после смерти ишана Халила, на Кавказе же преемственность сохранилась. Став учениками Саида Чиркейского, мы восстанавливаем прежнюю традицию…
Восстанавливать у Новоатьяловской общины есть из чего. Отец Мунира Биктимирова Абдулла Ниятбак-улы до революции учился в Троицке у ишана Зейнуллы Расулева, и оставил после себя немало книг на старо-татарском языке, которые в советское время были надежно припрятаны, а теперь очень пригодились мюридам. Мунир Биктимиров родился, когда отцу было 60 лет. До пенсии будущий имам работал на севере в речном пароходстве, в должности капитана водил суда по Обь-Иртышскому бассейну. Теперь ведет по суфийскому пути общину правоверных.
Имам Мунир открывает одну из книжек отца и нараспев читает на сибирско-татарском языке куплеты о жизненном пути пророка Мухаммаду, мир ему. Эти баиты и мунаджаты пели сто лет назад на мавлидах предки. В определенный момент народ, сидящий в молитвенном зале, подхватывает песнопение. Голоса в унисон звучат очень красиво.

Атьял – конный отдых

Новоатьялово считается самым религиозным и трезвым селом в округе. Мне приходилось видеть в областной библиотеке старинные рукописные книги из Новоатьялово (старое название села -Атьял). В одном из учебников по мусульманскому праву сообщается, что «Книгу переписал Мухамед Шакир сын Мухамедрахима в деревне Атьял в медресе муллы Джалал ад-Дина сына Зайнутдина в 1295 году по хиджре», что соответствует 1878 году.

Атьял возник в 17 веке на месте привала по конному тракту из казахских степей в Тобольск. В старину по этому тракту перегонялись лошади для продажи в стольном граде Тобольске. Купеческие обозы останавливались здесь на привал и давали передышку коням. Атьял переводится как место отдыха коней.

Жители Новоатьялово гордятся тем, что именно в их селе после заката коммунистической идеологии в 1990 году была построена первая мечеть, одна из первых в СССР. Люди работали от рассвета до заката. Построили кирпичную мечеть всего за квартал.

- К сожалению, наш уважаемый шейх, аксакал Шейхульислам Калгаманов, организовавший строительство мечети, не дожил до дня ее открытия, - говорит имам Мунир. – Именно благодаря этому человеку в советское время в Новоатьялово сохранялся исламский порядок.

Шейхульислам – не титул, а имя старейшины, к которому в Новоатьялово много лет назад приезжал тогдашний глава ДУМЕС Талгат Таджутдин, чтобы выразить свое почтение.

По зову сердца

Два года назад, когда я приезжал в Новоатьяловскую мечеть, мюридом Саида Чиркейского здесь называл себя только один человек. Впервые об этом человеке, Рафаэле Валишине, широкой публике стало известно четыре года назад, когда в местных СМИ прошла информация, что некий гражданин поселился на крыше Баишевской мечети рядом с минаретом и с высоты рассказывает собравшимся внизу людям о пагубности идей ваххабизма. Затем прошел слух, что этот человек захватил Баишевскую мечеть, заперся изнутри и никого туда не пускает. Но позже выяснилось, что все это чушь.

Как рассказал сам Рафаэль Валишин, в Баишево он оказался в результате духовного поиска. Ранее он изучил разные направления внутри разных религий, и выбрал для себя суфизм. Для духовной практики отправился в мечеть села Баишево Вагайского района. В этом селе находится нерополь-астана шейха Хакима, одного из суфийских миссионеров средневековья. Со временем руководству местной мечети не понравилось, что Рафаэль загостился в Баишево, дни и ночи проводит в мечети. Возник конфликт, который был раздут СМИ. На одном из заседаний работников культуры в Тюмени представитель Вагайского района вскользь упомянула об имевшем место конфликте в Баишевской общине. Это услышали журналисты, присутствовавшие на заседании комиссии, и каждый на свой лад распространил информацию, хотя мечеть он не захватывал. Из Баишево путь лежал на Кавказ.
- Я искал учителя, суфийского наставника, - рассказал Рафаэль. – Хотел ехать за границу и искать там, но сердце мне подсказывало, что надо искать тут в России. Разум говорил одно, сердце другое. Когда я был в Ростове, сердце мне подсказало, что следует свернуть в Махачкалу. В Дагестане разговорились с одним братом мусульманином. Я рассказал ему, что ищу суфийского наставника. Тут мой новый знакомый признался, что он мюрид шейха Саида-афанди. Вместе мы поехали к шейху в Буйнакский район.

Так в Ялуторовском районе возник новый мюридизм. У Рафаэеля Валишина, который по возвращению поселился в Новоатьялово, появились ученики и последователи.

Сибирский тарикат

Один из учеников Валишина, Тимур Загиров, кстати, возглавляет тюменскую молодежную организацию «Ихсан». Недавно Тимур и имам Ялуторовской мечети Раиль Махмутов (родом из Новоатьялово) также посетили Буйнакский район.

- Побывали мы и в Дербенте, - рассказал имам Раиль. – Совершили зиярат к сахабам, которые похоронены здесь. Дербент – уникальный город, сохранивший средневековый колорит. Надо увидеть его, чтобы получить прилив сил.

Будущим летом из Тюменской области в Дербент и далее в Буйнакский район с Саиду-афанди собирается целая делегация. Появившийся не так давно железнодорожный маршрут «Тюмень-Баку» существенно облегчил дорогу, проложенную Рафаэелем Валишиным. Кстати, сам основатель нового мюридизма в Тюменской области несколько месяцев назад уехал жить в Башкирию.

В субботу 13 марта на Мавлиде в Ялуторовской мечети добрую часть участников составили мюриды Новоатьяловской мечети. В их числе Шайхинур Газизов, внук преподавателя дореволюционного медресе в Новоатьялово Абдулбария Газизова. Потомки религиозных деятелей прошлого сегодня продолжают дело предков, возрождая сибирский тарикат, но не всегда находят понимание со стороны единоверцев. Многие мусульмане в Тюменской области относятся к сибирским мюридам дагестанского шейха, мягко говоря, критически, обвиняя в пресловутом «ширке». Но, похоже, что мюриды нашли понимание со стороны органов власти: организация «Ихсан» каждый вторник проводит в помещении «Молодой Гвардии» (молодежного крыла партии «Единая Россия) лекции об исламе.
Всего в трех (из восьмидесяти) мусульманских общинах юга Тюменской области в этом году, как и в предыдущих годах, прошли мероприятия в честь дня рождения Пророка – Ялуторовске, Новоатьялово и при тюменской мечети ЦДУМ. В руководстве же многих других мечетей считают, что в исламе нет такого праздника как Мавлид.


Ибрагим Бекдаир


На фото:
1.Справа имам мечети Новоатялово Мунир Биктимиров, слева Рафаэль Валишин
2. Мечеть Новоатьялово
3.Имам мечети Ялуторовска Раиль Махмутов
4. Руководитель молодежной организации «Ихсан» Тимур Загиров
5. Мечеть Ялуторовска
6. Во время чтения салаватов на Мавлиде в мечети Ялуторовска

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/reportages/11955/">ISLAMRF.RU: Тюменские мюриды два дня чествовали Пророка</a>