Новый Карим Хакимов, где ты!?
08.05.2015 10:21С приходом два месяца назад нового короля Салмана в Саудовской Аравии начались радикальные перемены. Одно из самых влиятельных мусульманских государств мира ищет свое новое политическое лицо. Каким оно будет, зависит не только от внутренних процессов, но и от внешних факторов.
Вместо брата правящего монарха Мукрина бин Абдель-Азиза, которому 69 лет, наследным принцем стал племянник короля Салмана — 56-летний Мухаммад бин Найиф. Вторым в очереди престолонаследия новый глава государства сделал своего собственного сына — Мухаммада бин Салмана, 1985 годам рождения. Таким образом, если ничего не изменится, после смерти Мухаммада бин Найифа власть должна будет перейти к Мухаммаду бин Салману.
Для Саудовской Аравии перемены в порядке престолонаследия носят радикальный характер. Традиционно трон в королевстве передается не от отца к сыну, а от брата к брату. Главой становится старший из живущих сыновей основателя современного саудовского государства Абдулазиза II.
Мукрин должен был стать последним его сыном на престоле. Уже после ожидался приход к власти следующего поколения Аль Саудов. Непредвиденное решение Салмана, которому 79 лет, способствует раннему омоложению правящей династии.
Очевидно, новый монарх намерен сохранить престол за «своей» линией. Однако однозначно говорить о том, что ему это удастся, пока рано. Другие влиятельные внутрисемейные кланы вполне могут воспрепятствовать проведению радикальной реформы власти.
Объявление наследника и второго по очереди претендента на престол сопровождалась и перестановками в саудовском правительстве. Ставший преемником Мухаммад ибн Найиф сохранил за собой должность министра внутренних дел. Одновременно он занял полагающийся ему по рангу пост заместителя премьер-министра. Второй в очереди престолонаследия принц возглавит армию.
Помимо продвижения наследных принцев в правительственной иерархии наиболее значимые перестановки произошли в министерстве иностранных дел. Бывший на протяжении сорока лет главой внешнеполитического ведомства 75-летний принц Сауд аль-Фейсал был отправлен в отставку. Он займет церемониальный пост государственного министра, на котором продолжит уделять внимание внешней политике. Ее же непосредственное руководство возложено на бывшего посла Саудовской Аравии в США 53-летнего Аделя аль-Джубейра, который не принадлежит к королевской семье.
Как считают многие эксперты, продвижение Мухаммада бин Найифа и Аделя аль-Джубейра будет положительно встречено Соединенными Штатами. Реверанс в сторону Вашингтона может объясняться желанием сгладить противоречия, возникшие в отношениях с Вашингтоном из-за позиции Барака Обамы по Ирану.
КСА продолжает крайне болезненно воспринимать любое ослабление давления на Тегеран. Антииранский пафос, как отмечают некоторые СМИ, привел даже к негласному сближению Саудовской Аравии и Израиля.
Все последние действия короля Салмана свидетельствует о том, что при нем Эр-Рияд намерен играть активную роль. КСА вновь стала претендовать на роль лидера исламского мира, по крайне мере его суннитской части. Это показала операция в Йемене. Очевидно, что король формирует не только собственную политическую линию, но и лицо государства на ближайшие годы.
Каким оно будет, сказать пока сложно. С одной стороны - омоложение правящего слоя. С другой - отставка самой высокопоставленной на данный момент женщины в правительстве королевства, заместителя министра образования Норы аль-Фаиз.
Так что реформы вполне могут иметь не столько либеральный характер, сколько консервативный. Не исключено и то, что стратегия КСА еще только формируется, и в будущем возможны новые неожиданные повороты.
Для России ситуация в и вокруг Саудовской Аравии крайне важна. Можно говорить, что это государство имеет для нас важнейшее значение на Ближнем Востоке.
КСА – это один из крупнейших в мире экспортеров нефти. От него зависит ситуация на мировом рынке углеводородов, а значит в значительной степени и благополучие нашей страны, в буквальном смысле большинства россиян. При этом наши отношения с Эр-Риядом за постсоветские годы так и не вышли на уровень стратегического партнерства.
Советский Союз с 1932 до Перестройки не имел даже посольства в КСА, в 90-е годы и в начале 2000-х ситуацию осложняли войны в Чечне. В середине «нулевых» Владимир Путин решительным визитом проложил линию Москва-Эр-Рияд. До этого ряд серьезных визитов туда нанес Ахмад-Хаджи Кадыров. Но, к сожалению, в период т.н. Арабской весны уровень наших взаимоотношений вновь пошел на спад.
Сегодня открываются новые перспективы налаживания конструктивных и даже стратегических связей с Саудовской Аравией. Нас сближает целый ряд обстоятельств. И Москва, и Эр-Рияд заинтересованы в стабильности нефтяного рынка. И мы, и они не можем спокойно смотреть на американские «сланцевые» проекты. Во-вторых, и нас, и саудитов не устраивает, мягко говоря, внешняя политика Обамы. Их по причине относительно потепления в отношениях с Тегераном, нас – из-за вмешательства на Украине.
К сожалению, саудовское направление российской внешней политики и дипломатии традиционно хромает. Требуются люди уровня Ахмада-Хаджи Кадырова. Более того, нужен новый Карим Хакимов.
Этот выдающийся советский дипломат был первым послом нашей страны в Саудовской Аравии. В 20-30–е годы, благодаря его талантам и профессионализму, отношения Москвы и недавно возникшего государства поднялись на стратегический уровень. СССР первым из неарабских стран признал королевство и установил с ним дипломатические отношения.
В свое время, даже в условиях атеистической политики советских властей, мусульмане выдвинули из своей среды великого дипломата. Патриотизм и интересы Родины превыше внутриполитической конъюнктуры! Хакимовская традиция может и должна быть продолжена сегодня.
Дамир Мухетдинов
Ответственный секретарь Международного мусульманского форума
Источник: damir-hazrat.livejournal.com